04.12.2005 • И вот явился он - Никто из Ниоткуда

И вот явился он - Никто из Ниоткуда (Алексей Тарасенко)

Итак, вчера, 3 декабря, на выставке non/fiction’2005, на стенде издательства «Открытый мир» состоялась презентация новой книги легендарного поэта, а теперь главного редактора издательства «Ультра.Культура» Ильи Кормильцева — «Никто из Ниоткуда».

«Никто из ниоткуда» — это сборник поэтических и прозаических текстов, написанных в разное время, своего рода творческий отчет перед читателями за уже прошедший, «доиздательский», период, который был представлен прежде всего работой Кормильцева с группой «Наутилус Помпилиус».

Более половины стихов, вошедших в сборник знакомы читателям уже не один год (а многие из них даже выучены наизусть!). Ведь еще недавно можно было и не быть большим поклонником «Нау», но при этом волей-неволей все складывалось так, что тексты двух-трех песен группы преследовали тебя буквально отовсюду. Такие песни, как «Тутанхамон», «Титаник» и «Дыхание» время от времени звучат в эфире разных радиостанций до сих пор, давным-давно став национальной рок-классикой.

Безусловно, Кормильцев «вправил мозги» целому поколению молодых людей, которые, кстати, сегодня уже становятся весьма «серьезными» дядьками и тятьками. Слава Богу, вправил в правильном направлении. Такие тексты как «Люди»:

Я боюсь младенцев,
Я боюсь мертвецов
Я ощупываю пальцами сове лицо,
И внутри у меня холодеет от жути – Неужели я такой же, как все эти люди?

кого-то заставили в свое время задуматься о собственной идентичности.

А текст:

Люди идут с молоком и сыром.
Несчастные люди, довольные миром.
Люди идут с простоквашей и хлебом.
Несчастные люди, забытые небом…

для многих впервые обозначил проблему нелегких взаимоотношений и противопоставлений, таких, например, как «я и толпа», заставив презирать окружающий мир маленьких человечков, занятых мелкими проблемами поддержания жизнеспособности собственного организма, и искать выход из тупика обыденности, в который стремится загнать нас жизнь.

Прозаическое творчество Кормильцева многогранно, хотя и в нем мы можем увидеть какие-то постоянные авторские «направления» и излюбленные темы. Героев рассказов и киносценариев (!!) постоянно кто-то хочет ограничить (удивительно — в пространстве, но не во времени) и заставить делать что-то, что герой делать не желает. Герой страдает от этого, его душа рвется на свободу, но эти устремления жестко подавляются, заставляя героя страдать еще больше.

Главный герой Кормильцева — исключительно положительный персонаж, честный, открытый, прямой, высокоморальный в классическом, можно даже сказать «христианском» понимании этого слова, волею судеб вынужденный прикидываться этакой «серой мышкой», и, занимая не достойное себя место, просыпаясь «под небом провинции», страдать от собственной нереализованности, время от времени погружаясь в сюрреалистическое видение больших открытых пространств, духовных битв, а так же пытаясь избежать опасностей, связанных с угрозой исходящей от бесплотных существ из параллельных миров, и спасти от того же своих близких.

Фактически герой Ильи — это Наблюдатель, проходящий мимо катастрофических событий этого мира и имеющий на все свой собственный взгляд, который, впрочем, живя своей, иногда даже странной жизнью, не особо при этом влезая в «дела земные», претендует на такую же ответную реакцию «внешнего мира». Главный герой как бы говорит окружающей его людской и духовной среде о том, что существует некая тонкая, но очень четкая и священная для героя граница, за которую внешнее воздействие мира не может, просто не имеет права переходить. Этакое «Не лезь в душу!» тонкоустроенного человека. Итак, желая соблюсти дистанцию, герой вынужден иногда убегать, иногда прятаться, а иногда и ставить «на высоком чердаке пулемет», приговаривая себя к гибели во имя собственной, личной свободы.

Кроме того, как в поэтическом, так и в прозаическом творчестве Кормильцева широко представлена тема «открытых дверей в потусторонние миры», этой давней мечты человечества — открыть, уйти туда и (самое важное!) вернуться, обустроив там свои здешние мелкие, «бытовушечного» уровня делишки. Так вот, в отличие от других авторов, действующих достаточно примитивно на уровне: «не влезай — убьет!», Илья говорит об этом более многосложно: «это искалечит тебе душу, и ты никогда уже не станешь прежним».

Итак, сборник «Никто из ниоткуда» — это выжимка самого лучшего из самого лучшего, из чего можно сделать вывод, что книга просто не могла не получиться. Другое дело, что по ходу чтения могут возникнуть некоторые вопросы — например, почему в сборнике отсутствует текст «Она ждет любви» и еще некоторые, но в этом есть, наверное, какая-то авторская «хитрость», и нам ничего не остается другого, как верить что в этом есть некий глубинный смысл.

По всему видно что Илья проделал большую, прежде всего эмоциональную работу, ведь отобрать лучшее из великолепного — весьма серьезный труд.

Поблагодарим автора за его замечательный подарок, за его книгу и пожелаем дальнейших творческих, да и не только творческих, успехов!

(Выражаем благодарность Вячеславу Лисовому за помощь в подготовке текста).